|
Кризис современного человека - часть 2. Copyright by Zoviet (2003-2004)
Автора не интересуют политические, общественные и экономические аспекты, возможные аллюзии в этом направлении случайны.
Одним из самых точных выразителей смятённого и подавленного
состояния духа и разума современного человека явился феномен
экзистенциализма – настроения и философии, выраженных в сочинениях
Хайдеггера, Сартра и Камю, отразивших общий духовный кризис всей
современной культуры. Были подробнейшим образом описаны страдания и
отчуждение, ставшие приметами жизни XX века- экзистенциализм обратился к
наиболее глобальным и наболевшим вопросам человеческого бытия -
страданию и смерти, одиночеству и ужасу, вине, конфликту, духовной
опустошённости и онтологической неустойчивости, отсутствию абсолютных
ценностей, чувству абсурда, трагическому состоянию современного человека.
Человек обречён на свободу. Он стоит перед необходимостью выбора и
поэтому неизбежно несёт бремя заблуждений. Он заброшен в конечное
существование, человек не имеет определённой сущности, ему дано лишь
существование – существование, поглощённое неизбежностью смерти,
риском, страхом, скукой, противоречием, неопределённостью. Нет
трансцендентного Абсолюта, нет вечного замысла или идеи, вещи существуют
в силу самого своего существования, Бог мёртв, а Вселенная мертва и
равнодушна. Всё случайно. Человек один и заброшен. Есть только одна голая
истина: жизнь лишена смысла. Вернуть этот смысл может только борьба –
борьба зачастую с собой, с абсурдом.
В результате экзистенциальные настроения пропитали собой
практически всю культуру. Возникла теология «смерти Бога», как это и не
парадоксально.
Романтизм, впитав идеи экзистенциализма родил на свет бунт против
условной реальности, причём тем самым представив сам себя в виде мрачного
парадокса и самопародии. Ранние направления в современном искусстве –
такие, как реализм и натурализм, - уступили место абсурду и сюрреализму,
уничтожению всех привычных оснований и прочных категорий. Стремлению к
свободе стали приносить в жертву любые нормы и саму устойчивость. В
результате искусство стало тем зеркалом, которое в полной мере отразило
свободу и крайнюю неопределённость современности. Задача искусства
теперь заключалась в том, чтобы «отстранить» мир, потрясти сознание,
создать новую реальность, собрав её заново из осколков старой. Всё некогда
бывшее священным, непререкаемым сделали вялым и пустым, подвергнув
кощунству и богохульству, устранив внутренние причины, следствия и
принципы, как ненужные и несущественные (а порой и несуществующие). Все
авторитеты рухнули: красота, смысл, внятность – всего лишь устаревшие
кумиры, недостойные новой жизни.
Коренные изменения и беспристрастные новшества обрушивали на
человека чуждый всякой эстетике хаос, сумбур и невнятицу, тяжесть
безнадёжного отчуждения. Раздробленность мира предстала как подлинность,
но усилила чувство неудовлетворённости.
Подобно философам и теологам художники предались одной страсти –
паразитирующей саморефлексии, искусству ради низвержения норм и правил,
искусству ради самого процесса и ради формалистических изысков, не
несущих в своей сути ничего.
«Современный писатель вынужден начинать с нуля: действительности не
существует, времени не существует, личности не существует, Бог был
Всеведущим Творцом, но Он умер…, время сведено к присутствию…, нет
судьбы – есть только случай. Действительность всего лишь наш опыт, а
обьективность – иллюзия» .
Таким образом современный человек оказался в ситуации потери
последних остатков былой устойчивости и определённости, но вместе с тем в
результате полного сметения границ перед ним открылись новые горизонты .
И это состояние явилось уже «постмодерниским», т.е. «постсовременным».
Эпоха постмодерна – это эпоха полной неясности и несогласия
относительно природы реальности, однако на её долю выпало сказочное
богатство взглядов и воззрений, и , казалось, из этой сокровищнице можно
черпать какие угодно идеи, вооружаясь ими для великих задач, причём при
этом быть абсолютно неограниченным в возможных средствах. Впрочем эта
ситуация по своей сути полностью отвергла возможность существования
единой монолитной культурной парадигмы, и многие мыслители
современности вынуждены были развивать некую гибкую систему
предпосылок и точек зрения, которая, не снимая и не упрощая всей сложности
и множественности реальности могла бы обледенить и прояснить это
многообразие. Однако сама эта ситуация вынудила признать, что такая
система непосильна современному человеку.
Казалось, что сам вызов постмодерна позитивен, так как он вполне
способен пересилить энтропийную прелюдию к апокалипсису, сметя до
основания своими средствами (многообразием своих средств), то положение
вещей которое сложилось в современном мире. Но оказалось, что он сам стал
методом - и действия и мышления, который оказался всего лишь следствием
из самого глобального кризиса, родив нам такие понятия как пост – история и
пост – индустриальное общество, которые можно рассматривать как, пожалуй,
новую мировоззренческую парадигму.
Довольно точную характеристику постмодерна , если рассматривать его
как новую методологическую ценностно ориентирующую структуру даёт Ихаб
Хассан, теоретик американской контр-культуры ("Die unvollendete Vernunft:
Moderne versus Postmoderne"):
- 1. Неточность (благосклонность к двусмысленностям, цезурам,
соскальзываниям)
- 2. Фрагментация
- 3. Де-канонизация
- 4. Утрата "я" и "внутреннего мира"
- 5. Не-презентабельность и не-репрезентабельность
- 6. Ирония (проистекающая из перспективизма, а тот, в свою очередь — из
много-значности)
- 7. Гибридизация
- 8. Карнавализация (аналогичная гетероглоссии Рабле или Стерна и
тождественная центробежной полифонии, веселой многоцветной
релятивности)
- 9. Перформанс и соучастие (энергия в движении)
- 10. Конструкционизм, что подразумевает, что мир не дан нам раз и
навсегда, но является процессом непрерывной генерации множества
конфликтующих между собой версий
- 11. Имманентность, интертекстуальность всякой жизни, являющейся
связкой сопряженных значений.
Согласившись с этой оценкой мы вынуждены признать, что даже как
метод постмодерн всего лишь выразитель той энтропийной безысходности в
которой оказался мир, и не более, и не стоит того чтобы выделять его в некий
новый феномен.
Copyright - Zoviet 2003-2004
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|