|
Кризис современного человека - часть 1. Copyright by Zoviet (2003-2004)
Автора не интересуют политические, общественные и экономические аспекты, возможные аллюзии в этом направлении случайны.
Всё громче звучат апокалиптичные завывания и эсхатологические
пророчества и не может не радовать общая бескомпромиссная
пессимистическая мировоззренческая парадигма современного человека,
охваченного различными недугами, вызванными современной цивилизацией.
Мы живём в пору напряжённых ожиданий (которые впрочем при ближайшем
рассмотрении порой оказываются несколько пустыми), надежд, борений и
неуверенности. Современный разум не в состоянии собственными силами
оправдать универсальные ценности, а порой и поставлен созданной самим
собой железной клеткой бюрократической рассудочности в ситуацию, которая
заставляет эти ценности ломать, а путеводные нити человеческой жизни,
основанные на них, нивелировать до состояния следования "мэйнстриму"
общественного мнения. Вот что по этому поводу говорил Юнг, уже на склоне
своих лет: "На наш век наложило отпечаток настроение всеобщего разрушения
и обновления. Это настроение заявляет о себе повсюду - в политике, в
обществе и в философии. Наша жизнь пришлась на то, что древние греки
называли словом kairos - "подходящий момент": подходящий как нельзя лучше
для "метаморфозы богов", основополагающих принципов и символов. Эта
особенность нашего времени - хотя это вовсе и не наш сознательный выбор -
является выражением меняющегося бессознательного человека внутри нас
самих".
К историческим предпосылкам возникновения столь бескомпромиссной
ситуации мы обратимся потом, а сейчас хотелось бы обратить внимание на то,
что Юнг назвал "метаморфозой богов". Обратившись к Традиции, можно
увидеть, что общая для всех традиционных мировоззренческих построений
идея Конца Света и прихода некого "нового пророка" (Калки в ведической
традиции, Христос в христианстве, и.т.д.) приняла в современном мире как раз
вид отгоняемого в глухие уголки сознания смутного беспокойства. Это
беспокойство, неудовлетворённость и непонимание с апокалиптическим
привкусом пронизывает кровососущим червём всю современную
цивилизацию, так как кризис, ведущий к такой развязке абсолютно очевиден.
Произошедшая с современным западным человеком "метаморфоза богов" не
оставила ему никаких оснований для борьбы с этим чувством. Анти -
традиционная перестройка сознания и мировоззрения, описанная ещё в
индуиских трактатах произошла практически полностью. Те метафизические
доктрины , которые давали основания человеку в традиционном обществе,
оказались почти утерянными, а их остатки, ещё допускающие правильную
трактовку стали просто недоступны пониманию современного человека,
впрочем как и само понятие Традиции. Причём если рассматривать проблему
не только с этой стороны мы увидим похожую картину, т.к. метафизический
кризис абсолютно реален и неоспорим не только с точки зрения Традиции, но
и с точки зрения современной философии.
Мы сами убили своими умозаключениями и "разумными" построениями
человека, как сущность, выделяя его в некую обособленную категорию,
неважно, лежащую в рамках общества или индивидуального, и отделяя его от
общего метафизического трансцендентного пространства, лежащего вне
личностного рассмотрения. Метод всего западного мышления, начиная со
Средних веков исключает сам способ такого рассмотрения, так как,
показанные, и объясненные ниже в анализе базовые постулаты, в числе
которых можно смело выделить экспансию материализма, индивидуализм, и
ещё множество установок, в числе которых и религия , выступают
"ступорами" такого рода объяснений, просто не допуская в самом методе
таких трактовок, подразумевающих отказ от личностного примата в пользу
сверх личностного Принципа, способного на взаимное, обоюдное
взаимодействие с истинным - трансцендентным устройством. Рассмотрим
трансформацию этих установок, приведших к нынешнему печальному
состоянию вещей.
По мере того как философы, поколение за
поколением, выстраивали всё более строгие заключения на основании
эмпирических данных, становилось ясно: все философские рассуждения о
Боге, о бессмертии и свободе души, а также все прочие предположения,
выходящие за рамки опыта, не имеют под собой никакой почвы.
В XVII веке Юм и Кант опровергли традиционные доказательства бытия
бога, указав, что причинность не всегда способна продвинуться от
чувственного к сверхчувственному. Для Канта Бог был непознаваемым
запредельным - не познаваемым, но мыслимым. Человек может верить в Бога,
но претендовать на рациональную определённость не может.
Неотвратимым следствием эмпиризма и критической философии
явилось, как и следовало ожидать, изгнание из философии всякого намёка на
теологию, что нашло ещё большее выражение в работах мыслителей
Просвещения, претендующих уже не только на скептицизм, а уже открыто
склоняющихся в сторону атеизма и материализма, призванных полностью
уничтожить химеры религиозной фантазии. Человека необходимо вернуть в
лоно природы, опыта и разума. Все метафизические размышления,
касающиеся сферы Духа, не что иное как праздная игра ума, оказавшая
дурную услугу человечеству и пагубная для его будущности.
Таким образом к концу XIX века стараниями Декарта, Канта и
философов пост просвещения (Конт, Милль, Фейербах, Маркс, Гексли и
Ницше) были полностью уничтожены в философии даже сами основания
Традиции, религии и был полностью нивелирован человеческий дух.
Кульминацией же этой ситуации явилось знаменитое провозглашение Ницше
"смерти Бога". Для Ницше "смерть Бога" означала не только признание
религии обманом, но и отречение от всей системы ценностей христианской
культуры, традиционных и привнесенных самим христианством.
С появлением психоанализа, в частности фрейдизма, роль любых
метафизических и трансцендентных установок и символов, в частности Бога
вообще свелась к регулятивной функции некой психологической проекции.
Запад потерял всякую веру - как и Традицию, - и обрёл новую,
построенную на новых, выпестованных новым антитрадиционным
мышлением: веру в науку и человека.
Благодаря Галилею, Декарту и Ньютону были заложены основы науки,
науки нового времени, науки раскрывающей перед человеком тайны всего и
вся, овладевающей его разумом. Но вместе с тем Вселенная, представлявшаяся
в виде машины, с некими шестерёнками и рычагами, подвластной пониманию,
но лишённая всякой метафизической трансцендентной основы вызывала страх
отчуждением человека от мира. Открытие Дарвина ещё более усугубило
положение дел. Человек потерял всякую надежду на особый статус, он
предстал всего лишь более высокоразвитым животным, лишившись
традиционного понимания духовного наполнения человеческой жизни.
Человека лишили "высшей цели".
Немало способствовал драматизации ощущения жизни и Фрейд, направивший
свои исследования на тайники человеческого сознания и предъявивший
убедительные доказательства существования бессознательных полу -
животных сил, направляющих поведение человека. Таким образом
восхвалённая и непререкаемая роль разума, вера в его силы нивелировалась -
оказалось что сам разум есть всего лишь случайная шутка природы, и, плюс
ко всему за ним стоит источник, не поддающийся управлению самим разумом.
Так умерли все надежды Просвещения на Разум, для "обожествления"
которого и увивания традиционных метафизических доктрин было потрачено
столько сил, и на Свободу, которая оказалась невозможной, а каждый
индивид оказался приговорённым к внутренней раздробленности,
подавлению, неврозу и отчуждению.
Полное принижение роли и образа человека произошло благодаря
Марксу, который открыл бессознательное в социуме. Философские,
религиозные и правовые ценности каждой эпохи стали легко объяснимы
такими переменными, как экономика и политика, при помощи которых
эксплуататорский класс держит под контролем средства производства.
Программой обозримого будущего была классовая борьба, а не
цивилизованный прогресс, и исторические события этому соответствовали.
Прислушиваясь к Дарвину, Фрейду и Марксу, образованная часть общества
стала рассматривать культурные и гуманистические ценности,
психологические мотивации и само сознание как относительные с
исторической точки зрения явления, обусловленные бессознательными
политическими, экономическими и инстинктивными импульсами, имеющими
всецело биологическое происхождение. Их стараниями всё неотвратимее
становился тревожный вывод: человеческое мышление определяется,
структурируется и, вероятно, искажается множеством факторов, частично
налагающихся друг на друга – умственными категориями, привычной
историей, культурой, общественным классом, биологией, языком,
воображением, эмоциями, личным и коллективным бессознательным.
Таким образом можно заметить, что высокая в целом самооценка
человека начиная с Просвещения постоянно подвергалась серьёзным
испытаниям и снижалась по мере освоения всё новых пространств
исследования. Дошло до того, что Ламетри, Павлов, Уотсон, Скиннер и
другие считали, что человека как целое наилучшим образом можно постичь
как машину, что привело к "остатичиванию" человека.
В свете таких предпосылок человек представал не более чем
генетической стратегией для продолжения своего вида, и по мере
приближения XX века успех этой стратегии становился всё более очевидным.
К концу XIX века стало очевидно, что необходим компромисс между
объективной физической вселенной и субъективным человеческим сознанием,
так как стало абсолютно ясно, что прежняя вера в то, что человеческий разум
способен достичь неких метафизических высот, или, по крайней мере должен
к ним стремиться, в традиционном её понимании была практически
искоренена. Философские изыскания устремились в новое русло, занявшись
насущными проблемами науки – анализом языка и человеческого опыта с
позиций феноменологии и экзистенциализма, анализом научных и логических
утверждений, причём не делая из этого никаких метафизических заключений.
В результате философия стала в некоторой мере «техничной», и по мере
погружения в эту пучину методологии и академизма утратила былую власть
над думами, и, тем самым, мощь воздействия на культуру. Таким образом
традиционное назначение и статус философии оказались искажены до такой
степени, что философией в исконном понимании назвать её уже как бы и
нельзя….
Поскольку философия и религия оказались в таком положении, что не
могли претендовть на власть над умами и душами людей, то стало казаться,
что освободить современное мышление от плена неизбывной
неопределённости может только наука. В XIX и начале XX века наука вступила
в свой золотой век: во всех важнейших сферах произошли сногшиательные
открытия, только подтверждившие непререкаемый авторитет научного знания,
развилась сеть научных учреждений, чрезвычайно быстро расцвели
практические области. Всё это в совокупности привело к небывалому росту
материального благосостояния, преобразило состояние человеческого знания
и здоровья. Религия и метафизика медленно катились к закату, в то время как в
продвижении науки уже нельзя было усомниться. Человеческое мышление
именно в зеркале науки нашло наиболее реалистичную и устойчивую картину
мира – пусть эта картина и сводилась к «техническим» знаниям, и пусть её
поверхность незаметно подтачивала экзистенциальная трещина. Однако в ходе
XX века открытия в корне изменили место науки в культуре и в познании. Под
натиском этих открытий зашаталась и рухнула казавшиеся непоколебимой вся
картезианско – ньютоновская картина мира.
Начиная с конца XIX века, на который пришлись исследования
Максвелом электромагнитных полей, эксперемент Михельсона – Морли и
открытие Беккерелем радиоактивности, далее, в начале XX века, когда
Планком были выделены квантовые явления, а Эйнштейн разработал
специальную и общую теорию относительности, и, наконец, в 1920 – е годы,
когда Бором, Гейзенбергом и их коллегами была сформулирована квантовая
механика, - издавна считавшиеся определёнными положения классической
современной науки были подорваны до основания. Время и пространство,
атомы, механическая причинность и прочие постулаты полностью оказались
опровергнуты. Принцип неопределённости полностью вытеснил
ньютоновский детерменизм. Попадающиеся на каждом шагу противоречия,
расхождения и парадоксы упорно не желали поддаваться никаким
разрешениям. В возможность науки ТЕПЕРЬ познать изначальное,
окончательное устройство вселенной не верили уже даже известные физики,
мир стал допускать бесконечное множество истолкований, программа
редукционизма потерпела сокрушительное поражение. С другой стороны
новая ситуация в науке, а , в особенности, в физике пожалуй гораздо более
благоприятствовала некому духовному истолкованию, чем абсолютно
«прямолинейная» ньютоновская парадигма. В результате научное постижение
стало в свете возможности такого истолкования и той (огромной) толике
неопределённости гораздо менее материалистичным и механистичным. Вкупе
с полной потерей единой цельной картины мира, и кажущейся невозможность
её восстановления это ещё больше обострило те интеллектуальные
противоречия и неясности, которые принесли с собой времена заката
философии и религии. Последний оплот «целостности» рухнул; отсутствие
всякой умопостигаемости и сообразности, ощущение относительности бытия
слились в тревожный симптом человеческой отчуждённости в безликом
космосе.
Но при всём при этом познавательный статус науки ещё долго сохранял
непреложное господство. Далекие от понимания большинства обывателей
проблемы «большой» физики не умаляли главного достоинства науки – она
приносила вполне ощутимые плоды, а её практические применения роли с
каждым годом. Она продолжала оставаться непререкаемым авторитетом для
большинства, мерилом и символом. Но постепенно становилось ясно, что
наука не всегда приносит всецело положительные плоды.
К середине XX века «дивный новый мир» науки стал со всех сторон
подвергаться нападкам: техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая
его сплошь искусственными предметами и приспособлениями; отнимает его у
живой природы, ввергая в унифицированный обезличенный мир, где цели
поглощают средства, где промышленное производство превратило человека в
придаток машины, где решение всех проблем виделось в техническом
прогрессе….. Человеческая индивидуальность на глазах выцветает, стирается,
а затем и вовсе перестаёт замечаться, из за засилья производства, СМИ,
массовой ублюдочной урбанизации. Рушатся традиционные устои и ценности.
Под воздействием новых технических средств жизнь беспрерывно меняется, с
огромной скоростью, не прекращая не на минуту свой смертельный
апокалиптичный анти – традиционный бег. Окружающую среду заполнили
чрезмерные скорости и непрекращающийся шум, суматоха и неразбериха,
всеобщий хаос и гигантомания, массовый неврастеничный комплекс
потребительства, полнейшая духовная деградация, деградация разума и
чувств. Тот мир, в котором живёт человек всё больше становится похож на
тот безликий космос, который известен его науке. Анонимность,
опустошённость и материализм полностью убили возможность вернуть ему
человечность, вернуть дружественность среде, в которой он живёт. Всерьёз
встали антиутопические вопросы диктата техники над человеком, высшей
мерой этой деградации стоит признать философию киберпанка, анализ
которой с полнейшей безысходностью показывает и то, что человечество, в
особенности западное общество полностью находятся под контролем такого
положения вещей и не отдают и не хотят отдавать себе отчёта в нынешней
ситуации, предпочитая прикрываться иллюзиями, созданными самим своим
обществом, не видя, впрочем, и пустоты этих иллюзий.
Плюс к этой, во многом гуманистической, критике вскоре
присоединились и вполне конкретные тревожные факты, не оставляющие
надежд на удачный исход деятельности научной парадигмы. Загрязнение вод,
воздуха, почвы планеты, изменение исконных природных ландшафтов,
покорение и уничтожение животного и растительного мира, вымирание
бесчисленных видов, исчезновение лесов, накопление токсичных отходов,
парниковый эффект, проблема озонового слоя, изменение экоструктур – все
эти проблемы уже не могут оставаться завуалированными и не замеченными .
На общественную жизнь тоже так и сыпались новые нападки и несчастья –
чрезмерное разрастание и перенаселение городов, полностью убивающее
иконные предпосылки к традиционному быту и семейным отношениям,
оторванность людей от культурных и социальных корней, ведущая к полной
духовной деградации, воинствующему индивидуализму и, в результате, к
полной бессмысленности существования; механический труд до полного
онемения, ведущий к полному разрушению традиционных установок и ролей
человека в обществе; производственные травмы, воздушные и автомобильные
катастрофы; рак, неврозы, психозы и сердечная недостаточность; тотальный
алкоголизм и наркомания как способ нахождения оснований и ухода от
реальности; отупляющее разум, убивающее душу и коверкающее сознание
телевидение, корпоративный диктат, рост насилия - вот лицевая сторона
современного мира!
При этом наука уже не могла являться беспрекословным авторитетом,
т.к. не могла сохранять ту «кристально» чистую отстранённость, которая
позволяла ей в течении столетий быть «властительницей дум». Все чаще и
чаще, всё глубже и глубже в науку стали проникать и воздействовать на неё
внешние по отношению к неё факторы – политика, со своими целями;
экономика, со своими задачами, и.т.д. Наука стала служанкой корпоративных
и военных задач. Результат не замедлил сказаться – мир проглотил и
выплюнул ядерную бомбу. Заговор политики и естествознания дал плоды –
ядерные грибы. Наука, это бывшее чуть ли не священным слово, эта
избавительница и надежда эпохи предстала перед современным человеком
грязной проституткой с огромным скопищем болезней, с заражённым и
недалёким мозгом. Вместо бесперстрастного зеркала, отражающего мир и
переделывающего его на благо человеку она стала средством и служанкой
определённой политико – экономической злобы дня, бедной родственницей
корпоративных сверхзадач.
Запад навсегда утратил последнюю веру – в науку и свободный
человеческий разум.
Copyright - Zoviet 2003-2004
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|